Основные направления киберпсихологических исследований компьютерной игровой деятельности и геймеров

А. Е. Войскунский, Н. В. Богачева

Аннотация


Заметный рост увлеченности онлайновыми и компьютерными играми детей и подростков, а в последнее время также и взрослых, привлекает все большее внимание психологов, в том числе специализирующихся в области киберпсихологии. Наиболее значимыми для современной киберпсихологии задачами, относящимися к компьютерным играм, являются три группы проблем: психологическая зависимость от компьютерных игр; связь между насилием в играх и агрессивным поведением детей и подростков; возможное влияние опыта компьютерной игры на когнитивные характеристики игроков. Анализ работ отечественных и зарубежных авторов позволяет говорить о неоднозначности возможных последствий увлеченности онлайновыми и компьютерными играми на психику геймеров. Это относится прежде всего к потенциальным негативным проявлениям возникновения зависимости и возрастания агрессивности. В то же время связь между когнитивными характеристиками игроков и геймингом можно во многих случаях расценивать как положительную.

Полный текст:

PDF

Литература


Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 4. С. 35–58.

Буркова В.И., Бутовская М.Л. Насильственные компьютерные игры и проблема агрессивного поведения детей и подростков // Вопросы психологии. 2012. №1. С. 132–140.

Бэк Дж., Уэйд М. Доигрались! Как поколение геймеров навсегда меняет бизнес-среду. М.: Претекст, 2006.

Величковский Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля. // Экспериментальная психология. 2009. №3. С. 78–91.

Войскунский А.Е. Психология и Интернет. М.: Акрополь, 2010.

Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора: Как Интернет и видеоигры формируют завтрашних взрослых. Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В. Что мы знаем об интернет-аддикции? (К постановке проблемы существования сетевой зависимости) // Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития. М.: Акрополь, 2009. С. 70–90.

Макалатия А.Г., Мотивация в компьютерных играх // 3-я Российская конференция по экологической психологии (Москва, 5–17 сентября 2003 г.). Тезисы. М.: Психологический институт РАО, 2003. С. 358–361.

Тихомиров О.К., Лысенко Е.Е. Психология компьютерной игры // Новые методы и средства обучения. Вып. 1. – М.: Знание, 1988. С. 30–66.

Черемошкина Л.В. Влияние Интернет-активности на мнемические способности субъекта // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2010. Т. 7. №3. C. 57–71.

Шапкин С.А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований // Психологический журнал. 1999. Т. 20. №1. С. 86-102.

Barlett C.P., Vowels C.L., Shanteau J., Crow J., Miller T. The effect of violent and non-violent computer games on cognitive performance // Computers in Human Behavior. 2009. Vol. 25.

№ 1. p. 96–102.

Collins E., Freeman J., Chamarro-Premuzic T. Personality traits associated with problematic and non-problematic massively multiplayer online role playing game use // Personality and Individual Differences. 2012. № 52. P. 133–138.

Greenfield P.M. Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned // Science. 2009. Vol. 323. №2. P. 69–71.

Jing Feng, Spence I., Pratt J. Playing an action video game reduces gender difference in spatial cognition // Psychological Science. 2007. Vol. 18. №.10. P. 850–855.

Lieberman D. A. What Can We Learn From Playing Interactive Games? // Playing video games: motives, responses, and consequences / Ed. by Vorderer P., Bryant J. Mahwah, NJ: LEA Publ. 2006. P. 379–398.

Rebez C., Betrancourt M. Video game research in cognitive and educational sciences // Cognition, Brain, Behavior. 2007. Vol. 11. №.1. P. 131–142.

Van Muijden J., Band G.P.H., Hommel B. Online games training aging brains: limited transfer of cognitive control functions // Frontiers in Human Neuroscience. August 2012. Vol.6. Article 221

[Электронный ресурс]. URL: http://www.frontiersin.org/Human_Neuroscience/10.3389/fnhum.2012.00221/full (дата обращения 20.08.2012).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.