Обучение как метод сохранения цифрового наследия

Д. Е. Прокудин, Е. Г. Гаевская, Т. И. Сираев

Аннотация


Проблемы сохранения цифрового наследия на протяжении последних двух десятков лет осознаются мировым сообществом, и актуальность их решения декларируется на международном уровне. Этим вопросам посвящены исследования, проводимые по всему миру. В настоящее время не существует единого подхода выявления, изучения и сохранения цифрового наследия. Это обусловлено тем, что цифровые объекты разнородны по природе своего происхождения, они создаются различными акторами в рамках разнообразных видов деятельности. К тому же динамика развития информационно-коммуникационных технологий приводит к быстрой смене форматов представления цифровых данных, версий программного обеспечения, что несёт в себе потенциальную угрозу утери вероятных объектов цифрового наследия. Поэтому одним из наиболее адекватных подходов к решению этих проблем является изучение цифрового наследия. При этом важным направлением является изучение в рамках учебного процесса в высшем образовании по тем специальностям, профессиональная деятельность которых направлена на разработку и создание цифровых объектов. В настоящем исследовании на конкретных примерах показаны потенциальные возможности реализации этого направления, в рамках которого через изучение цифрового наследия формируются компетенции по его выявлению и сохранению. Предлагается расширение этого подхода для более гибкого его применения.

Ключевые слова


цифровое наследие; сохранение; изучение; метод

Полный текст:

PDF

Литература


Хартия о сохранении цифрового наследия // ЮНЕСКО. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/digital_heritage_charter.shtml (дата обращения: 04.11.2024).

Макарова Т. С. Цифровое культурное наследие: подмена оригинала или объект хранения и изучения

// Диалоги о защите культурных ценностей: Материалы II Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 19–20 мая 2022 г. Екатеринбург: Уральский государственный архитектурно-художественный университет, 2022. С. 166–169.

Зорин А. Л. Основные методологические подходы к изучению цифрового культурного наследия // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия: сборник научных статей по итогам VI международного научного форума, с. Кабардинка, г. Геленджик, 1–4 октября 2020 г. Москва: Институт наследия, 2021. С. 321–328.

Щербакова С. В., Бурлов Д. И. Молодежь и виртуализация наследия: новые формы обучения и презентации // Наследие в руках молодежи: новые тренды: Сборник статей международной научно- практической конференции студентов и молодых ученых, Санкт-Петербург, 26 сентября 2023 г. Санкт-Петербург: ООО «Скифия-принт», 2023. С. 135–139.

Гвоздев А. В. Цифровое историко-культурное наследие России: формирование, сохранение, использование в образовательных практиках // Современное образование: векторы развития. Социально-гуманитарное знание и общество: Материалы VII конференции с международным участием, посвященной 150-летию МПГУ, Москва, 21–22 апреля 2022 г. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2022. С. 442–451. DOI: 10.37492/ETNO.2022.86.56.055.

Шелегина О. Н. Интеграция исследовательских и образовательных трендов // Вестник Санкт- Петербургского государственного института культуры, 2021. № 3 (48). С. 68–75. DOI: 10.30725/2619- 0303-2021-3-68-75.

Поврозник Н. Г. Цифровое историко-культурное наследие в действии и новый курс для магистратуры

// Информационный бюллетень ассоциации История и компьютер, 2022. № 49. С. 229–231.

Köhler B., David S., Blumtritt J. The Slow Media Manifesto (Медленные медиа. Манифест) // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/2618 (дата обращения: 15.05.2025).

Cosmo R. D., Zacchiroli S. The Software Heritage Open Science Ecosystem // Software Ecosystems: Tooling and Analytics. Cham: Springer International Publishing, 2023. P. 33–61. DOI: 10.1007/978-3-031-36060- 2_2.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.