ИСКУССТВО КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА

Ольга Иосифовна Шустрова

Аннотация


ВВЕДЕНИЕ

Современное художественное проектирование представляет собой многослойный процесс включения искусства в социальную жизнь общества. В прежние времена представление о художественном творчестве имело, в основном, прикладной смысл. Это означало, что искусство было направлено на определенные слои общества, которые и формировали его ценность, его качество и его социальную значимость. Например, декоративное искусство обычно связывали с ремесленными мастерскими, с традициями этих мастерских, опытом и символикой, вырабатываемых поколениями династий, связанных цеховым братством. Живопись, создаваемая на заказ, являлась уникальным продуктом творчества единственного мастера, который учитывал вкусы заказчиков, то есть работал в области элитарного искусства. Для среднего слоя потребителей искусства существовали менее именитые художники, а также печатники и фотографы, способные предложить не слишком дорогой продукт. Идеи продвижения искусства в массы получили социальную окраску в середине XIX века, когда группа художников Передвижников предложила свое творчество в виде передвижной выставки в разных уголках России.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИСКУССТВО

В современном информационном обществе такая акция, как выставка Передвижников, потерялась бы в массе разнообразных реальных и виртуальных проектов. Обладая интернациональным языком, искусство отрабатывает семантику ощущений окружающего мира, подчас лишая этот процесс необходимости вербальной интерпретации. В искусстве постепенно исчезает идея социального расслоения, напротив, стало более важным формировать некие универсальные художественные коды, которые могли бы быть расшифрованы так же, как считываются жаргоны в блогах. Эта визуальная «аббревиатура», сопровождаемая шлейфом ассоциаций, включает в себя массу социальных штампов, которые усваиваются современными художниками с таким же пристрастием, с каким дизайнеры, работающие в рекламе, отслаивают наиболее типологические и емкие социальные образы.

Это не значит, что все искусство живет по одному сценарию. В нем продолжают существовать жанры, виды и направления. Однако все чаще художники стремятся разрушить традиционное академическое деление на жанры, которое приковывало их жесткими рамками к тому или иному цеху.

Теперь в процессе подготовки персональной или групповой выставки, художник (или группа авторов) намеренно вводит в привычный арсенал новые медиа технологии, позволяющие заинтриговать посетителя какими-то виртуальными или интерактивными возможностями.

ИСКУССТВО, ОБЩЕСТВО И ТРАДИЦИЯ

Роль и место искусства в современном обществе формируются как государством, так и людьми, которые проживают свою жизнь с той или иной потребностью к духовному самовыражению. В разных современных обществах, в силу сложившихся традиций, место искусства и его роль существенно различаются. В тех обществах, которые высоко оценивают воспитательное и интеллектуальное значение искусства, знакомство с ним начинается с первого года жизни. В любом окружении, будь то семья или детский сад, человеку внушается глубокое уважение к процессу творчества и к тем людям, для которых творчество становится профессией. Походы на выставки современного искусства в развитых западных странах сопровождаются возможностью что-то создать самим, прямо на выставке, в окружении картин именитых художников, с возможностью представить свою работу на выставке детского творчества в том же музее или галерее. Для школьного возраста (школой, муниципалитетом, государством и т.д.) создаются особые программы вовлечения детей в интересные проекты, связанные с искусством, литературой, музыкой – всем тем, что формирует его растущий интеллект.

Ценность художественного мышления возрастает, когда художники становятся соавторами ученым в чисто научных проектах. Там, где требуется неординарное художественное мышление, оно способно сложную и неповоротливую научную идею направить в парадоксальное русло, предложив _____ей некое социальное применение или просто оригинальный облегченный контекст. Опыт сотрудничества ученых и художников обрел новую актуальность в середине XX века, когда процесс исследования новых технологий был делом исключительно закрытых научных лабораторий. Ученые, не будучи художниками, были вынуждены сами изучать способности компьютера создавать графические произведения, поскольку в те времена компьютерные лаборатории существовали только в военной области и имели секретный государственный статус.

Сегодня художники продолжают привлекать ученых инженеров к своим проектам тогда, когда сами не могут справиться с идеями, требующими сложного программирования и программного обеспечения, которым художники не обладают. При этом работа в области медиа технологий дает художникам специфические знания, позволяющие им воплощать в творчестве многослойные идеи. Эти идеи включают ту самую сенсорную «аббревиатуру», воспринимаемую из окружающего мира, которая воплощается в художественные образы, способные нести, кроме того, глубокую эстетическую ценность.

ИСКУССТВО КАК КОММУНИКАЦИЯ

Вопрос о художественных ценностях кажется весьма субъективным, так как каждый человек представляет их по-своему. Поскольку сегодняшний мир эклектичен, искусство также лишилось единственного стилистического стержня, на который бы «нанизывалось» любое художественное явление. Если признать, что искусство несет в себе коммуникативные функции, то тогда становится понятным, почему в тоталитарном обществе роль искусства является определяющей. Искусство, как ничто другое, способно влиять на общественное сознание, формировать «единственно верные» ориентиры и те ценности, которые необходимо «впечатать» в мозги масс.

Возможны и обратные связи. Бывают такие периоды развития общества, когда культурный процесс фактически брошен на самотек и представляет собой «дикие тропики», где выживают такие явления, которые, как жевание попкорна в кинотеатре, несут в себе эстетику низменного сознания. Это обычно связано с формированием массовой культуры, где заказчиком является основная часть населения (не интеллектуальное общество). Такое искусство заявляет о себе смело и громко, присваивая право на главенство своих ценностей для общества в целом. Однако меньшинство, имеющее совсем другое представление о ценностях, и не намеренное вступать в дикие дебаты с большинством, формирует свой элитарный круг культурного потребления, который существует в собственном пространстве общества, не мешая никому.

Эти процессы время от времени сталкиваются, и в таких «битвах» неизменно проигрывает меньшинство. В таком же меньшинстве живет и мало кому понятное сегодня медиа искусство. Оно вырабатывает непростой путь к зрителю, пробиваясь сквозь «джунгли» общественных ценностей, навязываемых основным коммуникативным потоком. Эстетические образы этого искусства включают как современные символы общественного сознания, переведенные на язык художественной образности, так и те ценности, которые восприняты из культурного наследия человечества. С помощью новых технологий эти образы обретают современность и актуальность, наполняясь острой социальностью.

Задачей художников является осознание и обострение социальных проблем, и разговор о них на языке аллегорий и духовных алгоритмов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новое медиа искусство утверждает свое место в обществе благодаря своим коммуникативным возможностям. Его современный язык, близкий и понятный определенным слоям социума, становится емким носителем массовой и эксклюзивной информации, отраженной языком аллегорий, свойственных традиционному искусству. Таким образом, если рассматривать картину информационной среды, как пазл, состоящий из множества крошечных фрагментов, то это искусство займет в нем вполне определенное место. И это будет не локальный фрагмент общей картины, но множество кусочком пазла, рассеянные по всей территории пользования, словно маленькие активные «солдаты», творцы современной мифологии коммуникативного пространства.


Полный текст:

PDF

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.