Science 2.0: новая научная парадигма или развитие инструментария исследовательской работы?

Алексей Сергеевич Милославов

Аннотация


Компьютеры и инфокоммуникационные технологии нашли широкое применение в различных отраслях научного знания. Это позволило некоторым представителям исследовательского сообщества говорить о новой научной парадигме, формирующейся в настоящее время. В контексте обсуждения вопросов о путях дальнейшего развития знания и технологий стал применяться термин «Science 2.0». В статье представлен философско-методологический анализ, направленный на выявление смысловых характеристик «Science 2.0». Устанавливаются имплицитные предпосылки появления этого термина в науковедческом дискурсе. Осуществляется сопоставление современных тенденций развития науки с традиционными исследовательскими практиками, а также с нормами и ценностями, которые сформировались в научном сообществе в ходе становления новоевропейской науки.

Ключевые слова


информатика; информационные технологии; современная наука; сложная система; парадигма; Science 2.0

Полный текст:

PDF

Литература


Smirnov P.A, Kovalchuk S.V., Boukhanovsky A.V. Knowledge-based Support for Complex Systems Exploration in Distributed Problem Solving Environment // Communications in Computer and Information Science. Proceeding of 4th International Conference, KESW 2013. Vol. 394. Springer, P. 147–161. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20457885 (Дата обращения: 19.03.2015).

Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. 365 с.

Аль-Ани Н.М. Методология и философия науки / Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: НИУ ИТМО, 2011. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20069853 (Дата обращения: 19.03. 2015).

Shneiderman B. Science 2.0 // Science. Vol. 319, 2008. P. 1349–1350.

Философия и методология наука / Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект Пресс, 1996.

Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Изд-во иностранной литературы. 1958.

Прокудин Д.Е. Проектирование и реализация комплексной

информационной системы поддержки научных исследований // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник научных статей. Труды XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2014), Санкт-Петербург, 19–20 ноября 2014 г. СПб: Университет ИТМО, 2014. С.31–36. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23053189 (Дата обращения: 19.03. 2015).

Ляпин С.Х., Куковякин А.В., Толстикова И.И. Поддержка гуманитарных исследований сервисами полнотекстового поиска в распределенной среде (проект «Humanitariana») // Технологии информационного общества в науке, образовании и культуре: сборник научных статей. Труды XVII Всероссийской объединенной конференции «Интернет и современное общество» (IMS-2014), Санкт-Петербург, 19 – 20 ноября 2014 г. СПб: Университет ИТМО, 2014. С.15–21. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23053179 (Дата обращения: 19.03. 2015).

Милославов А.С. «Компьютерный» идеал образования: анализ современных информационных парадигм в образовательных практиках // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2012. No 4. С. 38–42. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=18377534 (Дата обращения: 19.03. 2015).

Grey G. A Transformed Scientific Method // The Fouth Paradigm. Data-Intensive Scientific. / ed. Hey T., Tansley S., Tolle K. Discovery, Microsoft, 252 (2009). P. 17–31.

Бирюков Б.В., Тростников В.Н. Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики. М.: Либроком, 2009.

Фейман Р. Вы, конечно, шутите, мистер Фейман. М.: КоЛибри, 2008.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.