Аннотация
В статье представлены подходы к разработке и внедрению виртуальных лабораторных работ (ВЛР) в естественнонаучном образовании. Описаны решенные задачи в процессе разработки и внедрения ВЛР. Рассмотрена концепция ВЛР и возможности применения, показаны место ВЛР в учебном процессе, их структура и методика применения. Описаны возможности, которыми должны обладать ВЛР, для максимального приближения виртуальной лабораторной работы к реальной. Показаны преимущества ВЛР по сравнению с видеофильмами экспериментов. Описаны возможности применения ВЛР для наглядной демонстрации во время объяснения нового материала на лекционных или практических занятиях. Предложены возможности применения ВЛР как самостоятельных лабораторных работ, так и в качестве методического комплекса для самоподготовки. Проведен обзор аналогичных решений. Приведены краткие описания четырех лабораторных работ, входящих в комплекс ВЛР по дисциплине «Физика», представляющих собой компьютерные модели реальных лабораторных установок кафедры физики Тульского государственного университета для курсов «Физика», «Оптика и квантовая физика»: «Изучение полупроводникового триода», «Определение ширины запирающего слоя p-n-перехода и концентрации примеси в области лавинного пробоя», «Определение ширины запирающего слоя p-n-перехода и концентрации примеси в области лавинного пробоя», «Снятие характеристик и определение параметров фотоэлемента». Приведены результаты апробации виртуального лабораторного практикума.
Ключевые слова
виртуальные лабораторные работы; дистанционное образование; подготовка по физике
Литература
KET Distance Learning. URL: http://www.dl.ket.org.
Татенов А.М. Виртуальные лабораторные работы: хромосомная и теплофизическая лаборатория // XII Международная конференция-выставка «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2012»). Ростов, 15– 16 ноября 2012 года. URL: http://ito.edu.ru/2002/II/1/II-1-1261.html.
Прохоров А. «1С:Репетиторы» – коммерция или подарок? // Компьютер- пресс. No10. 2000. URL: http://compress.ru/article.aspx?id=11936.
Гавронская Ю.Ю., Алексеев В.В. Виртуальные лабораторные работы в интерактивном обучении физической химии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Выпуск No 168. 2014. С. 79–84.
Князева Е.М. Лабораторные работы нового поколения // Фундаментальные исследования. No 6. 2012. С. 587–591.
Губский Е.Г. Виртуальные лабораторные работы по физике в системе дистанционного обучения // Современные проблемы науки и образования. No 1. 2009. С. 55.