Многозадачность в виртуальной среде: эмпирическое исследование

Александр Евгеньевич Войскунский, Елизавета Михайловна Хохлова, Ольга Валентиновна Митина, Егор Андреевич Дорохов

Аннотация


Проблематика многозадачности, т.е. выполнения субъектом сразу нескольких различающихся между собой видов активности, приобрела значительный интерес и в научном сообществе, и у широких масс неспециалистов. Интерес этот объясняется изменением ритма жизни в современную эпоху и, в частности, быстрым развитием электронных цифровых устройств, которые все шире опосредствуют выполняемые людьми виды деятельности. В немалой степени интерес обусловлен многочисленными наблюдениями, согласно которым представители молодежных поколений не только не испытывают проблем в одновременном выполнении различающихся действий, но и явно предпочитают именно такой стиль жизненной активности. В работе ставится цель выявить специфику явления многозадачности в условиях применения системы виртуальной реальности. Исследование проведено в комнате виртуальной реальности типа CAVE на факультете психологии МГУ. Задание для испытуемых состояло в аудировании текстов перед виртуальной аудиторией (учебный класс с 12 учащимися) и одновременном наблюдении за поведением виртуальных аватаров, составляющих аудиторию. Аватары имели фиксированную свободу поведения, при этом их поведение было запрограммировано и было одинаковым для всех испытуемых. Задание для испытуемых (50 студентов разных вузов Москвы) постепенно усложнялось, о степени сложности можно судить по количеству и качеству ошибок, допускаемых испытуемыми в аудировании и в наблюдении за аудиторией. Исследование показало, что затруднения в одновременно реализуемых деятельностях не оказывают значимого влияния друг на друга.

Ключевые слова


Многозадачность; медиамногозадачность; виртуальная реальность; внимание; ресурсная модель; аватар; аудирование

Полный текст:

PDF


DOI: https://doi.org/10.17586/2587-8557-2020-4-129-142

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.