Перспективы цифровизации российского государственного управления: анализ ведомственных программ цифровой трансформации
Аннотация
В статье представлен анализ ведомственных программ цифровой трансформации 43 федеральных органов исполнительной власти на 2021–2023 годы и проведена оценка их ожидаемого влияния на повышение качества оказания государственных услуг и исполнение контрольно-надзорных функций.
Обобщены ожидаемые результаты цифровой трансформации 322 федеральных государственных услуг и 82 видов федерального государственного контроля (надзора). Показано, что при всей амбициозности задач по расширению цифрового взаимодействия с гражданами и бизнесом при оказании государственных услуг и осуществлении государственного контроля (надзора), эффекты от цифровой трансформации государственного управления для граждан, бизнеса и государства либо не учитываются, либо оцениваются весьма скромно. Цифровая трансформация федеральных органов власти рассматривается как самоцель, а не как средство повышения качества государственного управления. Показатели цифровизации государственных услуг и функций не учитывают риски цифровой трансформации, в том числе, связанные с возможными дополнительными издержками бизнеса при переходе к преимущественно дистанционному государственному контролю.
В статье сформулированы рекомендации по преодолению выявленных проблем и повышению качества планирования, мониторинга и оценки цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти.
Обобщены ожидаемые результаты цифровой трансформации 322 федеральных государственных услуг и 82 видов федерального государственного контроля (надзора). Показано, что при всей амбициозности задач по расширению цифрового взаимодействия с гражданами и бизнесом при оказании государственных услуг и осуществлении государственного контроля (надзора), эффекты от цифровой трансформации государственного управления для граждан, бизнеса и государства либо не учитываются, либо оцениваются весьма скромно. Цифровая трансформация федеральных органов власти рассматривается как самоцель, а не как средство повышения качества государственного управления. Показатели цифровизации государственных услуг и функций не учитывают риски цифровой трансформации, в том числе, связанные с возможными дополнительными издержками бизнеса при переходе к преимущественно дистанционному государственному контролю.
В статье сформулированы рекомендации по преодолению выявленных проблем и повышению качества планирования, мониторинга и оценки цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти.
Ключевые слова
бизнес; бюджетные расходы; ведомственные программы; государственное управление; граждане; издержки; оценка, результативность; цифровая трансформация; федеральные органы исполнительной власти
Полный текст:
PDFDOI: https://doi.org/10.17586/2541-979X-2021-5-21-44
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2021 Концептуальные и общероссийские исследования
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.