Разработка методики оценки эффективности внедрения тотальной маркировки товаров в России

А. Ю. Степанова, М. А. Бакаев

Аннотация


В России с 2019 введена поэтапная обязательная маркировка товаров, основная цель которой - сокращение доли контрафакта за счет отслеживания движения товара на всех этапах: от производителя до потребителя. Однако, низкая доля контрафакта в некоторых категориях товаров и отсутствие единых методологических подходов к оценке целесообразности внедрения цифрового маркирования товаров в России ставят необходимость данного нововведения под вопрос.
Принимая решение о внедрении системы, организаторы обращают внимание только на положительные аспекты от внедрения, при этом отрицательные факторы, о которых говорят многие крупные производители, представители власти не учитывают.
Поэтому была разработана система, которая будет оценивать целесообразность внедрения системы маркировки, учитывая, как положительные факторы, так и отрицательные для каждой товарной группы.
Для разработки такой системы был проведен анализ с использованием 20 факторов, включая процент малых предприятий в отрасли, ожидаемый рост выручки, затраты на внедрение, ожидаемый рост цен, текущий показатель доли контрафакта, оборот организаций и т.д. В исследовании были рассмотрены 10 товарных групп, для которых маркировка введена или находится на стадии эксперимента.
Результаты исследования показали, что не для всех категорий товаров целесообразно вводить систему маркировки, особенно это касается товарных групп, где доля контрафакта на момент внедрения низкая, например, для молочной продукции.

Ключевые слова


маркировка; целесообразность; ЦРПТ; прогнозирование; контрафакт

Полный текст:

PDF

Литература


Акишева Т. О. Национальная система цифровой маркировки товара как способ обеспечения национальной безопасности страны // Информационные технологии в современном мире-2019. Материалы XV Всероссийской (с международным участием) студенческой конференции / под науч. ред. Н. В. Хмельковой. Екатеринбург, Гуманитарный университет. 2019. С. 16-20.

Саврико И. В. Проблемы внедрения системы маркировки товаров // Молодой ученый. 2019. № 22(260). С. 348-349. URL: https://moluch.ru/archive/260/59735/ (дата обращения: 06.04.2021).

Честный знак. [Электронный ресурс] // Национальная система цифровой маркировки. URL: http://честный–знак.рф (дата обращения: 28.03.2021).

Влияние тотального цифрового маркирования на российский рынок товаров народного потребления [Электронный ресурс] // Центр отраслевой экономики ФГБУ «Научно-исследовательский финансовый институт» Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://nebo pro.ru/wp-content/uploads/2020/02/1702.pdf (дата обращения: 13.03.2021).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.