Семантические модели и наборы данных в проектировании связанных данных в учебном процессе

Александр Александрович Сытник, Наталия Сергеевна Вагарина, Нина Ивановна Мельникова

Аннотация


Технологии связанных данных используются для представления наборов данных и их увязки с другими опубликованными наборами данных. Первой задачей при проектировании связанных данных является поиск и отбор подходящих семантических моделей, изучение состава терминов в выбранных моделях и особенностей их использования. В работе рассмотрены современные семантических модели, такие как тезаурусы, таксономии, словари, онтологии, а также наборы связанных данных под открытой лицензией. Предложены подходы к проектированию учебных связных данных на основе повторного использования и доработки существующих семантических моделей. Повторное использование и доработка имеющихся семантических моделей позволит эффективно осуществить функциональное расширение разработанных учебных программных средств RDF-редактора Make Sense и SPARQL-тренажера. Акцент на повторном использовании и доработке существующих семантических моделей влечёт необходимость создания действенных программных средств для учебного процесса в части проверки лицензий, под которыми были созданы семантические модели и наборы данных, верификации семантических моделей для их последующей интеграции.

Ключевые слова


веб данных; связанные данные; семантические модели; тезаурусы; таксономии; онтологии; словари

Полный текст:

PDF

Литература


Sytnik A.A., Papshev S.V. Semantic Segmentation of Hypertext on the Basis of Automata Model // International Journal of Computing Anticipatory Systems. 2014. Т. 28. С. 109–115.

Мельникова Н.И., Филина Е.В. Наборы связанных данных в зарубежном образовании // Информационно-коммуникационные технологии в науке, производстве и образовании. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2014. С. 48–50. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22596945 (дата обращения: 08.04.2014).

Miles A., Bechhofer S. SKOS Simple Knowledge Organization System Reference. URL: http://www.w3.org/TR/skos-reference/ (дата обращения: 08.04.2014).

Brickley D., Guha R. RDF Schema 1.1. URL:http://www.w3.org/TR/rdf- schema/. (дата обращения: 08.04.2014).

McGuinness D., Harmelen F. van. OWL Web Ontology Language Overview. URL: http://www.w3.org/TR/2004/REC-owl-features-20040210/ (дата обращения: 08.04.2014).

Вагарина Н.С. Использование словарей RDF в контексте связанных данных // Проблемы управления в социально-экономических и технических системах. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2014. С. 46–49. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22597423 (дата обращения: 08.04.2014).

Мельникова Н.И. Поиск и извлечение связанных данных // Проблемы управления в социально-экономических и технических системах. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2014. С. 44–46. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22597422 (дата обращения: 08.04.2014).

Апсаликов М.Ю., Вагарина Н.С. О Создании редактора RDF-данных для использования в учебном процессе // Информационно-коммуникационные технологии в науке, производстве и образовании. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2014. С. 68–70. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22596876 (дата обращения: 08.04.2014).

Попов С.М. Точки доступа SPARQL для обработки информации в формате RDF // Математические методы в технике и технологиях (ММТТ-27) / под ред. А.А. Большакова. Тамбов: Тамбовск. гос. техн. ун-т, 2014. С. 40–42.

Сытник А.А., Вагарина Н.С., Мельникова Н.И. Введение в язык запросов к семантическим данным SPARQL. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2014. 57 с.

Романов С.В., Шульга Т.Э. Разработка программного обеспечения автоматического построения онтологий LSP-шаблонами для коллекций текстовых документов // Математические методы в технике и технологиях - ММТТ-27. Саратов: Саратовский государственный технический университет, 2014. С. 20–21.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.