Методологические и дидактические проблемы электронного обучения

С. Ф. Сергеев

Аннотация


Статья посвящена обсуждению методологических проблем электронного обучения, дидактическим вопросам использования перспективных сетевых и интернет технологий для создания обучающих систем и тренажеров, основанных на методологических принципах неклассической и постнеклассической психологии и педагогики. Показаны ограничения классической е-дидактики, связанные с механистической интерпретацией процессов обучения. В качестве альтернативы традиционному электронному обучению предлагаются средоориентированные модели «сложного обучения» сформированные на базе теории иммерсивных обучающих сред. Для их реализации предложена концепция ориентирующей кооперации, отражающая процессы самоорганизации в обучающей среде. В качестве перспективных технологий средоориентированного обучения рассматриваются облачные технологии и технологии интернета вещей.

Ключевые слова


обучающие среды; е-дидактика; неклассическая психология и педагогика; облачные технологии; ориентирующее обучение; интернет вещей

Полный текст:

PDF

Литература


ПечниковА.Н. Е-дидактика: кому, зачем и в каком виде она нужна // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. Т. 16. No 3. С. 326–343. URL: http://elibrary.ru/download/91807992.pdf (дата обращения: 12.01.2015).

Сергеев С.Ф. Инженерно-психологические и педагогические проблемы и перспективы тренажеростроения // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. А.А. Обознова, А.Л. Журавлева. Вып. 5. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 13–38.

Сергеев C.Ф. Коммуникационный базис механизмов обучения // Народное образование. 2014. No 8. С. 137–145.

Сергеев С.Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. М: Народное образование, 2008. 434 с.

Сергеев С.Ф. Инженерно-психологическое проектирование сложных эрготехнических сред: методология и технологии // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики / Под ред. В. А. Бодрова, А. Л. Журавлева. Вып.1. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 429–449.

Печников А.Н., Аванесова Т.П., Шиков А.Н. Альтернативные подходы к проектированию и внедрению компьютерных технологий обучения // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society), 2013, том 16, No2, C. 433–446. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i2/pdf/8.pdf (дата обращения: 12.01.2015).

Сергеев С.Ф. Методологические основы проектирования обучающих сред// Авиакосмическое приборостроение. 2006. No 2. 2006. С. 50–56.

Чошанов М.А. Е-дидактика: Новый взгляд на теорию обучения в эпоху цифровых технологий // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2013. Т.16. No 3. C. 684–696. URL: http://elibrary.ru/download/91807992.pdf.

Сергеев C.Ф. Коммуникационный базис механизмов обучения // Народное образование. 2014. No 8. С. 137–145.

Сергеев С.Ф. Конструктивизм: концепт «знание» // Философия образования. 2008. No 1(22). С. 286–294.

Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. М.: Просвещение, 1966. 522 с. [12]ТалызинаН.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. М.: Изд-во МГУ, 1969. 132с.

КлермансА. Имплицитное научение / A. Клерманс, А. Дестребекс, М. Бойер // Когнитивная психология: история и современность: хрестоматия; пер. с англ. / под ред. М. Фаликман и В. Спиридонова. М.: Ломоносовъ, 2011. С. 156–166.

Сергеев С.Ф. Образовательные среды в постнеклассических представлениях когнитивной педагогики // Открытое образование. 2012. No 1(90). С. 90–100.

Сергеев С.Ф. Постклассическая когнитивная педагогика в сетях аутопоэзиса // Пятая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов: В 2 Т. Калининград, 18–24 июня 2012 г. Калининград, 2012. Т. 2. С. 619–620.

Сергеев С.Ф. Эргономика иммерсивных сред: методология, теория, практика: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.03: защищена 7.04.10: утв. 28.01.11 / Сергеев Сергей Фёдорович. СПб, 2010. 42 с.

Сергеев С.Ф. Проблема сложности в эргатических системах // Материалы конференции «Управление в технических, эргатических, организационных и сетевых системах» (УТЭОСС-2012). СПб: ГНЦ РФ ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор», 2012. С. 802–805.

Матурана У., Варела Ф. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 224 с.

Князева Е.Н. Темпоральная архитектура сложности // Синергетическая парадигма. «Синергетика инновационной сложности». М.: Прогресс- Традиция, 2011. С. 66–86.

Сергеев С.Ф. Роль механизма редукции в обучении и образовании // Философия образования. 2013. No 1(46). С. 198–205.

Сергеев C.Ф. Инструменты обучающей среды: стили обучения // Школьные технологии. 2010. No 5. С. 19–27.

Сергеев C.Ф. Инструменты обучающей среды: интеллект и когнитивные стили // Школьные технологии. 2010. No 4. С. 43–51.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение / Под ред. М.К. Кабардова. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Нальчик, 1996. 367 с.

Князева Е.Н. Коммуникативная сложность // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. No 5(133). С. 110–118.

И.Н. Голицына, А.Н. Афзалова Использование облачных вычислений в образовательном процессе // Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society). 2014. Т. 17. No 2. С.450–459. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/V_172_2014EE.html (дата обращения: 12.01.2015).

Бородин В.А. Интернет вещей – следующий этап цифровой революции // Образовательные ресурсы и технологии. 2014. No 2 (5). С. 178–181. URL: http://www.muiv.ru/vestnik/pdf/pp/ot_2014_2_178-182.pdf (дата обращения: 8.01.2015).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.