Прогулка по виртуальному парку: контент-анализ как инструмент для измерения феномена присутствия
Аннотация
В данной статье приводятся результаты измерения феномена присутствия с помощью контент-анализа ответов структурированного интервью. Цель данной работы: оценка контент-анализа проведённого на базе структурированного интервью, как инструмента, используемого при измерении присутствия.
Испытуемые совершали прогулку по азиатскому парку, в котором выполняли поисковую задачу (отыскивали круглые вазы, расставленные по парку). После
виртуального сеанса испытуемым был предложен опросник ITC-SOPI и структурированное интервью, основанное на событиях, произошедших в виртуальной среде, и видах присутствия, описанных в литературе. В ходе контент-анализа ответов испытуемых на вопросы интервью были выделены такие категории, как пространственное присутствие (насколько испытуемый чувствовал себя находящимся в пространстве виртуального парка) и личностное присутствие (насколько испытуемый ассоциировал свою личность с этим парком).
Основная гипотеза данной работы состоит в том, что структурированное интервью и проведённый на его основе контент-анализ позволяет измерять феномен
присутствия, что будет отражаться в наличии связи между результатами контент-анализа и результатами другого способа измерения присутствия (в данном случае –
опросника ITC-SOPI). Вторая гипотеза состоит в том, что будет обнаружена связь между феноменом присутствия и поисковой задачей. В результате исследования
первая гипотеза была подтверждена на основе корреляции между результатами контент-анализа и опросника ITC-SOPI. Вторая гипотеза была опровергнута. Эффективность поиска ваз не связана с феноменом присутствия.
Испытуемые совершали прогулку по азиатскому парку, в котором выполняли поисковую задачу (отыскивали круглые вазы, расставленные по парку). После
виртуального сеанса испытуемым был предложен опросник ITC-SOPI и структурированное интервью, основанное на событиях, произошедших в виртуальной среде, и видах присутствия, описанных в литературе. В ходе контент-анализа ответов испытуемых на вопросы интервью были выделены такие категории, как пространственное присутствие (насколько испытуемый чувствовал себя находящимся в пространстве виртуального парка) и личностное присутствие (насколько испытуемый ассоциировал свою личность с этим парком).
Основная гипотеза данной работы состоит в том, что структурированное интервью и проведённый на его основе контент-анализ позволяет измерять феномен
присутствия, что будет отражаться в наличии связи между результатами контент-анализа и результатами другого способа измерения присутствия (в данном случае –
опросника ITC-SOPI). Вторая гипотеза состоит в том, что будет обнаружена связь между феноменом присутствия и поисковой задачей. В результате исследования
первая гипотеза была подтверждена на основе корреляции между результатами контент-анализа и опросника ITC-SOPI. Вторая гипотеза была опровергнута. Эффективность поиска ваз не связана с феноменом присутствия.
Ключевые слова
виртуальная среда; виртуальная реальность; феномен присутствия; измерение присутствия; пространственное присутствие; личностное присутствие
Полный текст:
PDFDOI: https://doi.org/10.17586/2587-8557-2024-7-131-157
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2024 Киберпсихология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.