Telegram-бот для изучения английского: генерация упражнений с использованием языковой модели DeepSeek

А. Д. Лезина, В. И. Мелкозерова, А. В. Фаттахова

Аннотация


В настоящем исследовании предлагается новый подход к реализации Telegram-бота для помощи в изучении английского языка через интерактивные задания. Бот учитывает, какой у пользователя уровень владения языком и позволяет практиковать три ключевых аспекта языка: перевод, лексику и грамматику. Для упражнений всех уровней доступны разные лексические и грамматические темы. Для генерации упражнений используется большая языковая модель DeepSeek-R1, производящая задания в реальном времени, что способствует повышению динамичности обучения. Промпт-тюнинг позволяет гибко настроить модель для генерации задач без необходимости переобучения, снизить затраты на вычислительные ресурсы, а также быстро адаптировать модель под новые темы или типы упражнений, изменяя только промпты. Основные преимущества реализованного ассистента заключаются в персонализации (выбор уровня сложности и темы), привлечении синтетических данных (задания генерируются автоматически, что экономит время и ресурсы), а также в интерактивности (формат чата делает процесс обучения удобным и увлекательным). Среди ограничений можно выделить галлюцинации, возникающие при генерации текста на русском языке и ограниченность типов упражнений. Наш проект доступен с открытым исходным кодом, что предоставляет возможность для его модификации и совершенствования: https://github.com/AnnaFattakhova/AnnaFattakhova/tree/main/Telegram-bot.

Ключевые слова


обучение иностранному языку; Telegram-бот; большая языковая модель; генерация упражнений

Полный текст:

PDF

Литература


Hwang G. J., Chang C. Y. A Review of Opportunities and Challenges of Chatbots in Education // Interactive Learning Environments, 2023. Vol. 31, № 7. P. 4099–4112.

Jeon J., Lee S., Choi S. A Systematic Review of Research on Speech-Recognition Chatbots for Language Learning: Implications for Future Directions in the Era of Large Language Models // Interactive Learning Environments, 2024. Vol. 32, № 8. P. 4613–4631.

Huang W., Hew K. F., Fryer L. K. Chatbots for Language Learning – Are They Really Useful? A Systematic Review of Chatbot‐Supported Language Learning // Journal of Computer Assisted Learning, 2022. Vol. 38,

№ 1. P. 237–257.

Прохорова А. А., Катаева А. Л. Использование чат-ботов при обучении иностранному языку учащихся средней школы // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков, 2024. №. 20. С. 214–221.

Сысоев П. В., Филатов Е. М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник ТГУ, 2023. № 1. С. 66–72.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.