Метакогнитивные навыки как предикторы процессуальных характеристик онлайн-поиска учебной информации (на примере старшеклассников)

Анастасия Владимировна Микляева, Владимир Николаевич Панферов

Аннотация


В статье представлены результаты исследования, направленного на оценку вклада метакогнитивных навыков, сложившихся в учебной деятельности школьников, в регуляцию их онлайн-поисковой активности, осуществляемой в контексте образовательной деятельности. В исследовании приняли участие 158 обучающихся 10–11 классов общеобразовательных школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области в возрасте 16,69±0,68 лет (84 девушки и 74 юноши). Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью опросника «Стратегии поиска информации в интернете» и анкеты самооценки метакогнитивного поведения «Метакогнитивные навыки в структуре учебно-профессиональной деятельности», модифицированных в соответствии с целью исследования. На основании полученных результатов сделан вывод о том, что метакогнитивные навыки связаны с оценкой различных компонентов онлайн-поиска тесными корреляционными взаимосвязями, которые носят преимущественно положительный характер, за исключением параметра «дезориентация», который связан с метакогнитивными навыками амбивалентно (положительно с «метакогнитивным контролем» и отрицательно с «процессуальными навыками» и «метапланированием»). Несмотря на это, значимым предиктором для всех компонентов онлайн-поиска оказалась только переменная «процессуальные навыки», продемонстрировавшая положительные регрессионные коэффициенты для зависимых переменных «оценка информации», «целеполагание», «пробы и ошибки», «выбор главных идей», «контроль» и «решение проблем», а также отрицательный коэффициент для «дезориентации». Помимо этого, значимым положительным предиктором «дезориентации» оказалась переменная «метакогнитивный контроль». Обсуждение результатов сфокусировано на направлениях психолого-педагогической работы по совершенствованию навыков информационного онлайн-поиска как элемента образовательной активности школьников.

Ключевые слова


онлайн-поиск; стратегии онлайн-поиска; метакогнитивный потенциал; процессуальные навыки; метакогнитивный контроль; старшеклассники; учебная деятельность



DOI: https://doi.org/10.17586/2587-8557-2024-7-221-230

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2024 Киберпсихология

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.