Технологии геймификации в городском развитии: исследование контекстов и трендов

Ольга Витальевна Кононова, Дмитрий Евгеньевич Прокудин, Полина Вадиславовна Смирнова

Аннотация


В настоящее время уровень развития и доступности информационных технологий широкому кругу пользователей приводит к формированию новых междисциплинарных научных направлений, влияющих на динамику как общественного развития, так и на фокусирование направленности научных исследований. При этом цифровые трансформации общества часто опережают процессы трансформации науки, заставляя науку постоянно совершенствовать как технологии, так и применяемый программный инструментарий. Явление особенно свойственно междисциплинарным научным направлениям исследований, таким как «Цифровая экономика» и «Умный город». В статье рассмотрено развивающееся междисциплинарное направление исследований «Социально-этические аспекты цифровой экономики: геймификация в социальной и научно-образовательной сферах» в контексте развития городского информационного пространства. Выявлены четыре основных аспекта применения технологий геймификации в городском развитии: электронное управление, электронное участие, городское планирование, электронные культура и образование (обучение). В статье приведена динамика изменений тематики публикаций и сделаны выводы о развитии рассматриваемых направлений в российском научном дискурсе и его соответствии мировым тенденциям. Также выявлены термин-концепты, участвующие в формировании тезауруса междисциплинарного направления исследований «Социально-этические аспекты цифровой экономики: геймификация в социальной и научно-образовательной сферах». Исследование проводилось на массивах информации, полученных из различных цифровых источников, включающих научные публикации – коллекции русскоязычных (e-library) и англоязычных научных публикаций (Scopus, ScienceDirect) и содержание общественно-политического дискурса (СМИ) за последние 10 лет. В исследовании применена разработанная авторами научная методика автоматизированного извлечения и экспликации контекстного знания (синтетический метод) из массива информационных ресурсов текстовой модальности. В качестве инструментов поиска и анализа данных используются русскоязычные библиотеки e-library и T-Libra, многоязычная среда Voyant-Tools.

Ключевые слова


контекстное знание; контекстный поиск; цифровая экономика; геймификация; умный город; информационные ресурсы; междисциплинарные научные направления; терминологическая база; тезаурус; типология контекстов

Полный текст:

PDF


DOI: https://doi.org/10.17586/2587-8557-2019-3-53-66

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


(c) 2020 Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего

Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.