Университетская онлайн лекция: какие личностные качества позволяют преподавателю эффективнее управлять впечатлением о себе?
Аннотация
В статье представлены результаты экспериментального исследования, направленного на изучение социально-психологических особенностей управления впечатлением студентов, осуществляемого преподавателем в процессе онлайн-лекции, а также определение личностных качеств, которые способствуют повышению эффективности управления впечатлением. Теоретико-методологическую основу исследования составила модель управления впечатлением, предложенная М. Лири и Р. Ковальски, предметное поле исследования было ограничено изучением рефлексивного компонента управления впечатлением.
На материале сопоставления оценок собственных личностных и профессиональных качеств, атрибутируемых преподавателями (n=30) студентам, с усредненными оценками, предложенными самими студентами (n=543), оценивалась точность отраженных самооценок, рассматриваемая в качестве эмпирического референта эффективности управления впечатлением (в его рефлексивном компоненте). В качестве личностных переменных, которые потенциально могут оказывать влияние на эффективность управления впечатлением, анализировались «психологический склад ума», «социальное присутствие» и «эмпатия», измеренные с помощью Калифорнийского личностного опросника. Для анализа специфики управления впечатлением в условиях онлайн лекции осуществлялось сравнение с данными, полученными в условиях непосредственного взаимодействия преподавателей и студентов.
Результаты показали, что в условиях онлайн лекции преподаватели склонны переоценивать впечатление, произведенное ими на студентов, в то время как для офлайн лекции более характерна тенденция к недооценке впечатления. Наименее точные оценки характерны для качеств, характеризующих эмоциональную сторону взаимодействия. Повышение точности отраженного впечатления в ситуации онлайн лекции сопряжено с низкими показателями социального присутствия, тогда как в условиях офлайн лекции, напротив, более эффективное управление впечатлением отмечается у преподавателей с высокими оценками социального присутствия.
На материале сопоставления оценок собственных личностных и профессиональных качеств, атрибутируемых преподавателями (n=30) студентам, с усредненными оценками, предложенными самими студентами (n=543), оценивалась точность отраженных самооценок, рассматриваемая в качестве эмпирического референта эффективности управления впечатлением (в его рефлексивном компоненте). В качестве личностных переменных, которые потенциально могут оказывать влияние на эффективность управления впечатлением, анализировались «психологический склад ума», «социальное присутствие» и «эмпатия», измеренные с помощью Калифорнийского личностного опросника. Для анализа специфики управления впечатлением в условиях онлайн лекции осуществлялось сравнение с данными, полученными в условиях непосредственного взаимодействия преподавателей и студентов.
Результаты показали, что в условиях онлайн лекции преподаватели склонны переоценивать впечатление, произведенное ими на студентов, в то время как для офлайн лекции более характерна тенденция к недооценке впечатления. Наименее точные оценки характерны для качеств, характеризующих эмоциональную сторону взаимодействия. Повышение точности отраженного впечатления в ситуации онлайн лекции сопряжено с низкими показателями социального присутствия, тогда как в условиях офлайн лекции, напротив, более эффективное управление впечатлением отмечается у преподавателей с высокими оценками социального присутствия.
Ключевые слова
онлайн лекция; офлайн лекция; аудиторная лекция; внеаудиторная лекция; социально-психологическая интерпретация личности; управление впечатлением; преподаватели; студенты
Полный текст:
PDFDOI: https://doi.org/10.17586/2587-8557-2020-5-151-162
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
(c) 2021 Киберпсихология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.